office@elpikir.kg
+996-312-341690
Центр изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» работает с 1999 года. Инициатором создания центра стала группа единомышленников, представ- ляющих различные сферы - экономист, социолог, программист, юрист, психолог.
Всемирный банк
2002г. Страна: Кыргызстан
Исследование НПО сектора в Кыргызстане
Правозащитный Центр  «Граждане против коррупции» 
2012г. Страна: Кыргызстан
Жогорку Кенеш:  вопросы  эффективности и  прозрачности 
АБР
2012г. Страна: Кыргызстан
Проект АБР по предоставлению инфраструктурных услуг на уровне населенных пунктов -(CBISSP-S) в Кыргызской Республике
UNDP
2008-2009г. Страна: Кыргызстан
"Социологическое исследования по качеству государственных и муниципальных услуг на местном уровне с использованием Карточек Отчетности Граждан в отдельных районах Кыргызстана"


Отношение к таможенному союзу и к ЕЭП.

Жогорку Кенеш:  вопросы  эффективности и  прозрачности 

Организация: Правозащитный Центр  «Граждане против коррупции» 
Год: 2012
Страна: Кыргызстан
Актуальность исследования

В 2010 году народ Кыргызской Республики на референдуме принял новую Конституцию. Согласно ей в стране значительно усилилась роль Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (парламента), что привело к трансформации формы правления из
полупрезидентской в парламентскую .

Возросшая роль Жогорку Кенеша соответственно требует и высокой ответственности, как самого института, так и депутатов за свою деятельность. В этом контексте усилилось давление общественности, требующей прозрачности, подотчетности и эффективности деятельности парламента и депутатов.

Стоит отметить, что к Жогорку Кенешу и непосредственно к депутатам приковано большое внимание в результате последних громких скандалов, таких, как возможные коррупционные проявления при проведении судебной реформы, непрозрачное и неэффективное использование бюджета парламента и фонда спикера, открытое лоббирование личных интересов при решении паспортного вопроса.

Скандалы в законодательном органе, с одной стороны, могут говорить о возросшей конкуренции между политиками и партиями, а с другой - свидетельствуют о необходимости широкого внедрения вопросов прозрачности и подотчетности деятельности парламента для предупреждения (профилактики) недобросовестной и коррупционной деятельности. В этом аспекте показательны примеры развитых стран, где после какого-либо скандала предметно анализируются его причины и принимаются соответствующие решения.

Например, после скандалов, связанных с коррупцией в парламенте, Европейский парламент был вынужден пересмотреть действующие правила и принять меры по ужесточению внутреннего кодекса поведения, включая более высокие внутренние штрафные санкции. Это также стало результатом общей тенденции большей прозрачности и подотчетности в государственном секторе. Бурное развитие информационных систем и
Интернета предопределило возросшую подотчетность политиков и государственных служащих перед общественностью: «Политики и государственные служащие должны отчитываться за каждый израсходованный евро и за каждое принятое решение».

Таким образом, комплексные и системные меры крайне необходимы для повышения прозрачности, подотчетности и эффективности деятельности парламента. Несомненно, повышение им эффективности выполнения собственных функций повысит эффективность всей системы государственного управления. Парламент в этом смысле должен стать своеобразным «локомотивом» реформ и примером для подражания в области прозрачности и подотчетности.

1. Изменение формы правления в стране из президентской в парламентскую не носит явного характера, т.к. отдельные эксперты больше говорят о переходе на премьер-президентскую форму правления, поскольку за президентом сохранились эффективные функции такие, как право вето на законы, назначение некоторых членов правительства, определение внешней политики, кураторство за силовым блоком и др.
2 Источник: http://www.europarl.europa.eu/pdf/oppd/Page_8/codes_of_conduct_FINAL-ENforweb.pdf
В связи с этим, Правозащитный Центр «Граждане против коррупции» в рамках проекта «Прозрачность доходов политических партий и политических лидеров при парламентской системе правления через гражданскую экспертизу» инициировал исследование, направленное на изучение эффективности финансового менеджмента Жогорку Кенеша, вопросов прозрачности, подотчетности и выявления коррупционных механизмов.

С этой целью с 1 марта 2012 года по 31 января 2013 года реализуется деятельность, направленная на проведение анализа формирования и использования бюджета Жогорку Кенеша, оценки финансового менеджмента Парламента, анализа выполнения
парламентскими партиями предвыборных платформ. По результатам исследования, планируется проведение ряда мероприятий по обсуждению
и выработке рекомендаций, содействующих обеспечению прозрачности источников финансирования и использования бюджетных средств Жогорку Кенеша. Проект реализуется при поддержке Национального Фонда за Демократию, Национального Демократического Института и Демократической Комиссии Посольства Соединенных Штатов Америки.

Цели, задачи, методология исследования

Целью исследования является анализ вопросов прозрачности и эффективности деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики через призму бюджета парламента.
Для достижения цели исследования приняты меры по решению следующих задач:
1. Сбор данных: отправка запросов в Жогорку Кенеш3 (приложение 4), встреча с экспертами, обзор открытых источников информации.
2. Анализ собранных данных и подготовка на его базе рекомендаций по улучшению прозрачности деятельности Жогорку Кенеша.
3. Подготовка рекомендаций по повышению прозрачности и эффективности деятельности Жогорку Кенеша с учетом проведенного анализа.
Методология включала исследование и анализ нормативно-правовых актов, документов, литературы, статистических данных, а также интервью с экспертами, работающими в сфере парламентаризма. Кроме этого, было проведено анкетирование депутатов ЖК, направленное на выявление
мнений и их отношения к вопросам повышения прозрачности и эффективности деятельности парламента. Проведение анкетирования сопровождалось трудностями - всего 36 депутатов (30%) ответили на вопросы анкеты, несмотря на неоднократные
просьбы и напоминания со стороны исследователей. В процессе работы исследовательская группа столкнулась с несколькими проблемами. Во-первых, не хватало информации и исследований о парламенте предыдущих созывов. Во-вторых, отсутствовала методология для оценки эффективности деятельности парламента, а, следовательно, и оценочные индикаторы, позволяющие провести эту работу. В силу того, что в стране происходит реформа по переходу от одной формы правления к другой, ряд процессов и механизмов находятся в состоянии выстраивания, многие вопросы, затрагиваемые в исследовании, требуют дальнейшего, более глубокого изучения и анализа.
Всего в ходе исследования было направлено 25 запросов по вопросам бюджетирования Торага ЖК, соответствующие комитеты, Аппарат ЖК, МФ КР, ЦИК, а также 198 писем депутатам ЖК

Полную версию анализа можете посмотреть: 2012-12-07-otchet-jogorku-kenesh-voprosy-effectivnosti-i-prozrachnosti-gpk.pdf" target="_blank"> [2.07 Mb] (cкачиваний: 88)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.